Беспристрастность

ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПРИСТРАСТНОСТИ

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ: Фактическое и воспринимаемое наличие объективности (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012)

ФАКТОРЫ, СОЗДАЮЩИЕ УГРОЗУ НАРУШЕНИЯ ПРИНЦИПА БЕСПРИСТРАСТНОСТИ:

Источником дохода органа по сертификации является его заказчик, который платит за сертификацию, и таким образом существует потенциальная угроза беспристрастности.

Собственная выгода: угроза возникает в случае, когда человек или орган действуют в личных интересах. В случае сертификации угрозой беспристрастности является финансовый интерес.

Консультационные услуги, которые орган по сертификации предоставлял заказчику, систему менеджмента качества которого орган по сертификации планирует сертифицировать, могут стать такой угрозой.

Близкие отношения (или доверительность): угроза может возникнуть в случае, если человек или орган находится в очень близких отношениях или слишком доверяет другому лицу  вместо  поиска свидетельств аудита.

Запугивание: угроза возникает, когда  у человека или органа возникает ощущение, что им открыто или скрытым образом угрожают, например, увольнением или жалобой в надзирающую инстанцию.

Взаимоотношения, представляющие угрозу для обеспечения беспристрастности органа по сертификации, могут исходить из прав собственности, властных полномочий, управления, персонала, совместно используемых ресурсов, финансов, договоров  (контрактов), маркетинга и из оплаты комиссионных с продаж или прочего поощрения за привлечение новых заказчиков и т. д.

Политика высшего руководства ОС СМК по обеспечению ПРИНЦИПА БЕСПРИСТРАСТНОСТИ

Высшее руководство органа по сертификации приняло на себя обязательства по обеспечению беспристрастности сертификации систем менеджмента.

Орган по сертификации должен иметь публично доступное заявление о том, что, понимая важность беспристрастности при проведении работ по сертификации системы менеджмента, он управляет конфликтами интересов и гарантирует объективность своих действий по сертификации системы менеджмента.

Орган по сертификации должен определять, анализировать и документировать возможные конфликты интересов, возникающие при проведении сертификации, включая конфликты, вытекающие из его взаимоотношений. Данная информация должна быть доступной Совету по беспристрастности.

Если запрос на проведение сертификации поступает от дочерней компании органа по сертификации, находящейся в полном его владении, то сертификация не допускается.

Орган по сертификации не должен сертифицировать деятельность по сертификации систем менеджмента другого органа по сертификации.

Орган по сертификации, а также любая  часть того же  юридического лица не должны предлагать или проводить консультации по системам менеджмента.

Орган по сертификации, а также  любая часть того же  юридического лица не должны предлагать или проводить внутренние аудиты у сертифицированных им заказчиков.

Орган по сертификации не должен сертифицировать систему менеджмента, внутренние аудиты которой он проводил, в течение двух лет после завершения внутренних аудитов.

Орган по сертификации не должен сертифицировать систему менеджмента, в отношении которой заказчику  была оказана  консультация или проведены внутренние аудиты.

Примечание 1 – Наличие двухлетнего минимального периода с момента завершения консультаций по системе менеджмента является единственным путем снижения до приемлемого уровня угрозы  обеспечению беспристрастности.

Орган по сертификации не должен передавать право проведения аудитов организациям, консультировавшим  по системе  менеджмента, поскольку это представляет недопустимую угрозу для обеспечения беспристрастности органа по сертификации. Это правило не распространяется на лиц, привлеченных в качестве аудиторов по договору.

Деятельность органа по сертификации не должна представляться на рынке  или предлагаться  как связанная с деятельностью организации, занимающейся консультированием по  системам менеджмента.

Орган по сертификации не должен заявлять  или подразумевать , что сертификация будет более простой, легкой, быстрой или менее дорогой при привлечении определенной консультирующей  организации.

Орган по сертификации должен предпринимать действия по корректировке неуместных заявлений любой организации, оказывающей консультации и заявляющей или подразумевающей, что сертификация будет более простой, легкой, быстрой или более дешевой  при привлечении этого органа по сертификации.

Работники, оказывавшие консультационные  услуги по системе менеджмента, включая действовавших в пределах управленческих полномочий, не должны привлекаться органом по сертификации к участию в аудите или другой деятельности по сертификации конкретного заказчика в течение двух лет после завершения консультаций данного заказчика.

Орган по сертификации должен предпринимать ответные действия в отношении любых угроз для обеспечения беспристрастности, вытекающих из деятельности других лиц, органов или организаций.

Весь персонал органа по сертификации как  внутренний, так и внешний, или комитеты (советы), которые могут оказывать влияние на деятельность по сертификации, должны действовать беспристрастно и не допускать коммерческого, финансового или другого давления, компрометирующего их беспристрастность.

Органы по сертификации должны требовать от персонала как внутреннего, так и внешнего, сообщать о ситуациях, о которых работники знают и  которые могут вовлечь их или орган по сертификации в конфликт интересов. Органы по сертификации должны использовать данную информацию в качестве входных данных при определении угроз для обеспечения беспристрастности вследствие деятельности таких работников или организаций, принявших их на работу, и не должны привлекать такой  персонал, как внутренний, так и внешний,  пока работники  не продемонстрируют отсутствие конфликта интересов.